Финмаркет,
15 июня 2021 г.
Пандемия усложнила страховщикам процесс взыскивания ущерба с физлиц в порядке суброгации - опрос 810 просмотров
Введенные в прошлом году из-за пандемии ограничения, затронувшие в том числе судебную систему и службу судебных приставов, усложнили страховым компаниям процесс взыскания убытков в порядке суброгации, показал опрос страховщиков, проведенный «Интерфаксом».
По закону, страховщики наделены правом требовать возмещения ущерба с виновника происшествия или его страховой компании в порядке суброгации по договорам страхования имущества. Основной объем таких выплат приходится на моторные виды страхования. Это обусловлено сложившейся судебной практикой и высокой вероятностью установления причинившего вред лица в отличие, например, от событий, связанных с пожарами, взрывами и затоплениями. Однако на деле компенсацию удается взыскать далеко не всегда, особенно если виновник аварии - физическое лицо.
Основная сумма ущерба, который взыскивается страховщиками в порядке суброгации, приходится, как правило, на договоры каско. В ОСАГО же действует право регресса, то есть возмещение убытков виновником ДТП страховой компании (в пределах страховой выплаты).
В мае этого года в Нижнем Новгороде внимание СМИ привлекла история с взысканием страховщиком почти 140 тыс. рублей с 12-летнего мальчика-велосипедиста, который, проехав на красный сигнал светофора, попал под колеса внедорожника. Автомобиль был застрахован по каско, поэтому отремонтировав имущество клиента после столкновения, страховщик, в соответствии с Гражданским кодексом, получил право взыскания средств по договору суброгации с виновника ДТП. Из-за отсутствия в документах ГИБДД данных о его возрасте претензия пришла на имя ребенка, а не его законных представителей.
Опрошенные страховые компании рассказали, что процент фактического взыскания денежных средств в порядке суброгации зависит прежде всего от платежеспособности должника и в целом занимает небольшую долю в выплатах по страхованию имущества. За последние годы удалось значительно улучшить качество взаимодействия по таким вопросам с банками и приставами, применяя различные методики по взысканию. По словам руководителя отдела по взысканию суброгации СК «Абсолют страхование» Александры Доронкиной, в раздел судебного производства переходят около 60% дел, где должниками являются физические и юридические лица, не считая страховые компании. В пресс-службе «Росгосстраха» сообщили, что доля дел, по которым возникает необходимость в обращении в суд, составляет 75-80%. Этот показатель относится к требованиям к физическим лицам, так как требования к страховым компаниям в суды практически не предъявляются, а урегулируются в досудебном порядке.
«Средний срок взыскания денежных средств по указанной категории дел составляет 9 месяцев. Это обусловлено заинтересованностью должника уйти от материальной ответственности (организация процесса переоформления имущества должника на других лиц), низким уровнем платежеспособности должников, большой загруженностью и отсутствием мотивации сотрудников ФССП», - прокомментировала Александра Доронкина. Доля возвращенных «Абсолют страхованием» по суброгации средств за последние 3-5 лет выросла на 2-3%.
Однако прошлый год внес коррективы, так как пандемия наложила ограничения на работу судебной системы и службы судебных приставов.
«Ограничения на работу ФССП сохраняются и на текущий момент, взыскивать долги с должников физическим лиц, которые и раньше не отличались высокой платежеспособностью, теперь стало еще сложнее», - прокомментировала директор юридического департамента компании «Ингосстрах» Татьяна Комарова.
В «Ингосстрахе» поступления по суброгационно-регрессной деятельности составляют около 5,5-6% от общих выплат по розничному страхованию.
Основными причинами такой низкой доли взыскания является, по мнению представителя «Ингосстраха», экономическое положение в стране, от которого зависят доходы граждан, но также есть и другие факторы, негативно влияющие на платежеспособность должников.
«Отсутствие дохода или имущества, позволяющего погасить задолженность. Например, в автостраховании должниками по суброгации и регрессам становятся водители, которые могут и не быть собственниками автомобилей. Наличие у гражданина задолженности по платежам, являющимися первоочередными в рамках законодательства (алименты, кредиты, налоги, штрафы, моральный вред). Таким образом, взыскание долга в рамках суброгационно-регрессной деятельности растягивается на долгое время», - рассказала Татьяна Комарова.
Также на низкую эффективность при взыскании ущерба в рамках суброгационно-регрессной деятельности влияет проживание должников не по месту регистрации, неофициальное трудоустройство либо скорое увольнение с места работы при получении информации о наличии задолженности. В среднем же с 2017 года СПАО «Ингосстрах» в порядке суброгационно-регрессной деятельности предъявляет 8-9% от общих выплат по розничному страхованию (около 18% по каско, 3% по ОСАГО и 10% по страхованию имущества), при этом вернуть удается около 70% от всех заявленных требований, главным образом за счет поступлений от должников - юридических лиц.
В «Росгосстрахе» выделили две основные проблемы, препятствующие возмещению расходов по суброгации: отсутствие на федеральном уровне системы запроса и предоставления информации о должнике - физическом лице, необходимой для обращения в суд, а также высокая загрузка службы судебных приставов.
В «РЕСО-Гарантии» агентству рассказали, что доля фактического возмещения суброгации по требованиям к страховым компаниям (через информационную систему прямого возмещения убытков РСА) составляет порядка 80-90% от заявленных, а к физическим/юридическим лицам - 40-55%. Такой высокий процент взыскания суброгации со страховых компаний объясняется налаженной с 2017 года системой электронного взыскания суброгации между страховыми компаниями через информационную систему РСА. Это изменение свело к минимуму судебные споры и просроченную задолженность между страховыми компаниями. Процедура занимает, как правило, от месяца до двух.
Вся пресса за 15 июня 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Суды и расследования, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|